Образ Ленина в театре и кино возник позже, чем в других видах искусств. За двадцать послереволюционных лет лениниана уже была создана – художниками, скульпторами, фотографами и кинодокументалистами: рисунки с натуры и художественные полотна И.А. Бродского, скульптуры Н.А. Андреева, И.Д. Шадра, фотопортреты и репортажные снимки М.С. Наппельбаума, П.А. Оцупа, А.А. Левицкого.
Выведение на сцену актера в роли Ленина долгое время казалось делом ошеломляющей новизны.
Максим Штраух (один из первых исполнителей роли Ленина) вспоминал: «Скульптор лепит фигуру Ленина — она вне его. Художник рисует портрет — он вне его. Поэт или драматург пишут о Ленине — образ живет в авторских строках. А как у актера? Он должен уметь слиться с образом до той степени, когда будет иметь право торжественно провозгласить: я — есмь! Сказать: я — Ленин! Ну-ка, попробуйте, наберитесь храбрости, чтобы иметь право — гражданское, профессиональное, этическое, нравственное, какое хотите, — такое изречь!».