Последняя пьеса трилогии Н.Ф. Погодина
«Третья патетическая» была написана спустя
20 лет после «Кремлёвских курантов».

Режиссёр мхатовского спектакля Леонид Варнаховский вспоминал:
«В период репетиций нам часто приходилось выслушивать критику игры актёров с точки зрения норм, принятых для спектакля «Кремлёвские куранты». А скорее надо было критиковать за то, что мы не смогли до конца преодолеть привычную манеру игры. Слишком велика сила инерции».

Эта сила инерции была и в оценке критиков, и в восприятии спектакля частью зрителей. Хотели привычного, ожидаемого и в тексте пьесы, трактовке событий, и в игре актёров.

Погодин подчёркивал, что своим появлением «Третья патетическая» обязана актёру Борису Смирнову: «Я понимал, что Смирнов может показать человека вечно напряжённой мысли».

Программа спектакля «Третья патетическая»

Н.Ф. Погодина. МХАТ им. М. Горького. Москва. Режиссёр М.Н. Кедров. 1958. Из фонда РГБИ.



В.И. Ленин – Б.А. Смирнов

в спектакле «Третья патетическая»

Н.Ф. Погодина. МХАТ им. М. Горького. Москва. Режиссёр М.Н. Кедров. 1958.

Фотография из фонда РГБИ.


А.Н. Анастасьев отмечал:
«Ленин говорит как политик, но чисто политические мысли звучат здесь на редкость лично, человечно».

Зритель видит Ленина и в часы отдыха, и в тиши кабинета, наедине со своими мыслями.
Это последний год жизни вождя.

Не только предчувствие грядущих проблем, но и ощущение полноты жизни вопреки одолевающему недугу, свобода общения с людьми, эмоциональность и мягкая лиричность – всё это было в игре
Б.А. Смирнова, которого Погодин считал лучшим исполнителем роли Ленина после Щукина.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website